В старину, основав новое поселение, наши предки в первую очередь начинали строить церковь, потому что вера играла важную роль в жизни каждого человека. Наш поселок – не исключение. В 1862 году была основана станица Егерухаевская, в 1867 году переименована в Тульскую, а уже в 1868 году здесь была построена деревянная Свято-Никольская церковь.

На фото центр станицы Тульской в 1912 году

 

Стоимость здания церкви с иконостасом составила 20 тысяч рублей. Из них 9 тысяч были выделены Кубанским казачьим войском, остальные деньги были собраны прихожанами. Для священника станичным обществом был построен дом, состоящий из 3 комнат. Церковь относилась к 15 благочинническому округу Ставропольской епархии.

Сохранилась копия рукописного документа, описывающего состояние церкви, ее имущества, доходов и содержащая другую официальную информацию.

 

Церковная ведомость за 1895 год

 

К 1881 году при Свято-Никольской церкви уже существовала церковно-приходская школа и церковный хор, который состоял из детей казаков и взрослых мужчин.

 

На фото церковный хор Свято-Никольского храма 1905-1910 гг.

 

В церковно-приходской школе обучалось 10 учеников, учителем являлся священник Викторин Евграфович Покровский. В 1898 его сменил священник Петр Алексеевич Никольский, но уже через год вновь был назначен отец Викторин Покровский.

 

На фото выпуск церковно-приходской школы 1905 года

 

До октябрьской революции 1917 года Тульская церковь процветала, как и десятки тысяч церквей по всей стране. Вся культурная жизнь станицы концентрировалась вокруг церкви. Но с приходом к власти большевиков все кардинально изменилось.

После октябрьской революции произошел внутрицерковный раскол, инициаторами которого при поддержке властей стали участники движения «обновленцев». Обретя власть, они стали неугодных отлучать от церкви. Был арестован Патриарх Тихон.

Обновленческая волна прокатилась и по нашему поселку. Священника Викторина Покровского большевистские власти заставили подписать бумагу, подтверждающую его согласие с догматами обновленческой церкви.

Когда большевики решили, что большинство прихожан переориентировались на «обновленческую» церковь, и были уверены, что Патриарх уже не сможет изменить сложившуюся ситуацию, они, желая привлечь западные инвестиции, освободили Святителя Тихона из-под ареста, чтобы продемонстрировать всему миру, что гонений на веру в советской России нет.

Но расчет большевиков оказался ошибочным, во-первых, массового оттока мирян к обновленцам не произошло, во-вторых, Патриарх Тихон лишь в коротких словах послания от 28 июня 1923 года упомянул о своей лояльности к советской власти, сделав при этом важное уточнение, что не является ее поклонником. В этом послании Патриарх «прошелся» по обновленцам и тем реформам, которые они предлагают – женатому епископату и второбрачному духовенству, что полностью не совместимо с православной традицией и церковными канонами.

Это заявление Патриарха Тихона, как и его возвращение к руководству Церковью, ободрило верующих. На его богослужения стекались тысячи людей. Духовенство, оказавшееся в обновленческих структурах, с покаянием стало возвращаться в лоно Церкви.

Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви, принятый Советом народных комиссаров 20 января (2 февраля) 1918 года, привел к закрытию церковно-приходской школы Свято-Никольской церкви в 1920 году. Также этот декрет лишал церковь возможности владеть собственностью, что положило начало конфискации церковных земель и другого имущества.

В 1922 году представители новой власти изъяли все церковные ценности на основании декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г., в котором говорилось, что изъятые ценности идут на помощь голодающим. При этом расхищение ценностей происходило на всех уровнях власти. В нашем поселке также были случаи присвоения чиновниками церковной утвари. По свидетельству Ульяны Семеновны Рубаненко, производивший конфискацию Петр Гусев присвоил себе купель, в которой крестили детей, и использовал ее в бытовых целях (для хранения муки, зерна и т.п.), позже она была переплавлена и продана.

В 1923 году начались массовые аресты и расстрелы священников на основании письма В.И. Ленина руководящим органам Политбюро, ОГПУ, Наркомата юстиции и Ревтрибунала от 19 марта 1923 года, в котором говорилось: «изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть произведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционной буржуазии и реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать».

В 1936 году Никольская церковь станицы Тульской была полностью разрушена. Руководил этим процессом пожарник Федор Онищенко, один из четырех братьев Онищенко, которые были одними их первых поселенцев. По словам Ульяны Семеновны Рубаненко, когда ломали колокольню Петру Гусеву (том самому, кто при конфискации церковных ценностей присвоил себе купель), на ногу упал какой-то обломок, так он на всю жизнь хромоногим и остался. Часть местного населения приняла это за знамение и, несмотря на запреты, тайно продолжала соблюдать церковные традиции.

Священника Викторина Евграфовича Покровского арестовали, сослали весте с семьей на Украину, где он вскоре умер.

Камни церковного фундамента были использованы для строительства Дома культуры, который вскоре был закрыт из-за недостаточной прочности конструкции. После ремонта в нем разместили магазин.

С уходом безбожной власти возобновилась церковная жизнь. В 1992 году был открыт приход в здании бывшего детского сада, где Богослужения проходят до настоящего времени.

 

На фото приход Свято-Никольской церкви в здании бывшего детского сада

 

На фото приход Свято-Никольской церкви в настоящее время

 

В 2000 году на сходе граждан было принято решение построить новый храм на месте разрушенной Свято-Никольской церкви. Администрация поселка Тульского поддержала инициативу граждан, выделила участок площадью 0,25 га на углу улиц Октябрьской и Школьной на территории парка.

Строительство храма началось бурно: разбили участок, врыли котлован, заложили фундамент, но строительство затянулось по причине отсутствия средств.

 

На фото фундамент новой церкви

 

В 2012 году администрация района внесла предложение поддержать строительство храма. Были проведены благотворительные марафоны «Возродим Свято-Никольский храм». Подключились предприниматели и жители Майкопского района. Совместными усилиями удалось собрать 800 тысяч рублей, из которых 665 тысяч были пожертвованы простыми людьми. На эти деньги было продолжено строительство храма.

 

 

Благодаря поддержке немногочисленных меценатов и спонсоров, а также пожертвованиям простых прихожан возведение Свято-Никольского храма продолжается.

 

 

Уже сейчас издалека видны его золоченые купола с крестами. Ведутся кровельные и отделочные работы.

 

 

 При подготовке материала использована статья Андрея Белоусова

«Свято-Никольская церковь: вчера, сегодня, завтра»

(Газета «Маяк», № 98 от 20.10.2004г.)